Для запуска самолетов, которое придает им дополнительное ускорение с целью сокращения дистанции взлета.
Устройство и принцип действия катапульты
Катапульта состоит из следующих объектов:
- приводного устройство (челнок, тележка, крюк), к которому непосредственно крепится самолет (на рисунке это позиция 2 - челнок);
- направляющего устройства, в котором движется приводное устройство (позиция 3);
- запускающий механизм, который приводит в действие приводное устройство (пружина, сжатый воздух, пар и т.д. - на рисунке это позиции 4 и 5: цилиндр и поршень);
- тормозящее устройство (упоры, камера с гидравлической жидкостью и т.д. - позиции 8-10);
- устройство возврата приводного устройства (позиция 11).
Основой принцип действия такой - самолет или помещают на приводное устройство, или прицепляют к нему. Далее, после получения команды на взлет, активируется запускающий механизм, который начинает ускоренное перемещение приводного устройства. В конце направляющего устройства происходит быстро затормаживание тележки или челнока и отстыковка самолета от него. После чего самолет, приобретя дополнительное ускорение, продолжает с ним по инерции двигаться вперед.
Классификация катапульт
По принципам работы запускающего механизма
Шнуровая катапульта для запуска легких беспилотных летательных аппаратов
Можно выделить несколько видов катапульт, которые разделены по принципам работы запускающего механизма:
- пружинная катапульта;
- шнуровая катапульта;
- пороховая катапульта;
- пневматическая катапульта;
- паровая катапульта;
- гидравлическая катапульта;
- катапульта с маховиком;
- электромагнитная катапульта.
Трехмерная модель электромагнитной катапульты
В пружинных катапультах
применялся трос, пропущенный через систему полиспастов и прикрепленный к разжатой спиральной пружине. После высвобождения пружина сжималась и трос с большой скоростью двигал тележку с самолетом.
Шнуровые катапульты
использовали гибкий трос, который натягивался через блоки, расположенные слева и справа от направляющего устройства впереди от места установки самолета и после отпускания сжимался и тянул вперед приводное устройство.
В пороховых катапультах
использовались газы сжигания пороха - они толкали находящийся в цилиндре поршень, который, в свою очередь, был связан с тележкой, на которой размещался самолет.
Основной принцип работы пневматической
или паровой
катапульт схож с принципом работы пороховых катапульт - в цилиндр поступают сжатые воздух или пар соответственно, которые и приводили в действие поршень. В гидравлических катапультах
использовалась гидрожидкость.
В катапультах с маховиком
вначале электродвигатели раскручивали большой маховик, который с помощью конического фрикционного механизма передавал запасенную энергию на разгонную тележку.
Электромагнитная катапульта
использует соответствующее поле для разгона челнока или тележки: для этого используются линейный индукционный двигатель. Катапульты данного типа имеют ряд достоинств:
- могут обеспечить равномерного ускорения самолета;
- имею повышенная по сравнению с катапультами другого типа энергоотдачу.
В основном, использовали пороховые катапульты для запуска гидросамолетов и паровые катапульты на авианосцах, хотя вначале проводились эксперименты с другими видами катапульт.
По месторасположению
Существует разделение на палубные катапульты, которые встроены в поверхность палубы , и внешние катапульты, которые установлены на палубе. Катапульты первого типа применяют на авианосцах , внешние же катапульты применяли на различных боевых кораблях (линкорах и крейсерах) в 20-ые - 40-ые годы ХХго века (особенно в ходе Второй Мировой Войны).
Если положение палубных катапульт нельзя изменять, то внешние катапульты часто могли поворачиваться.
История создания и развития катапульт
Самолет Aerdrome Самуэля Ленгли и катапульта на барже
Одним из первых, кто решил использовать катапульту для взлета самолета, стал Самуэль Ленгли, который пытался запустить свой самолет Aerodrome
с баржи . Была создана пружинная катапульта, которая в 1903 году обеспечила разгон самолета до скорости 35 км/ч, но после отрыва в конце катапульты самолет упал в воду.
Братья Райт также использовали катапульту для подъема самолета в в воздух при отсутствии ветра. Для этого использовались тросы и поднятый на высоту груз, который, после падения тянул их и заставлял самолет двигаться вперед.
31 Июля 1912 года был осуществлен первый в мире успешный взлет, выполненный Теодором Гордоном Эллисоном при помощи пневматической катапульты, установленной на земле. А 12 Ноября этого же года был выполнен катапультный взлет с угольной баржи. С корабля взлет был произведен только 5 Ноября 1915 года, Генри Си Мастиным.
В 1916 году на крейсерах ВМС США USS Huntington (1903)
, USS North Carolina (1906)
, и USS Seattle (1905)
были установлены катапульты, но т.к. они перекрывали сектор стрельбы, их демонтировали в 1917 году.
Активная же установка катапульт на корабли началась после окончания Первой Мировой Войны , хотя на авианосцах после первых попыток их использовать(на авианосце Lengley и авианосцах типа Lexington ), где они вначале были установлены) от катапульт отказались - для взлета хватало длины палубы. Практически каждая страна устанавливала на боевых кораблях катапульты и гидросамолеты, которые должны были вести разведку и обеспечивать корректировку артиллерийского огня. В оссновном, виду простоты конструкции, использовались пороховые катапульты.
Но на авианосце ВМС Германии Graf Zeppelin (1938)
планировали использовать пневматическую катапульту - хотя данный корабль так и не вступил в строй.
Зато Королевских ВМС пытались использовать для защиты транспортных кораблей обычные сухопутные истребители, которые должны были взлетать с них с помощью катапульты, без возможности посадки на корабль - летчик или мог приводнить самолет или совершить посадку на сухопутный аэродром.
Тем не менее, в связи с увеличением взлетной массой самолетов еще в конце 30-ых годов ХХ-го века в проектируемые авианосцы стали закладывать установку катапульт - одними из первых стали авианосцы
Общие сведения
В узком смысле, возникшем у римлян, катапульта обозначает двухплечевой торсионный стреломёт, где в отличие от баллисты , стреляющей камнями навесом, стреловидные снаряды запускались по настильной траектории. Буквально слово катапульта , или на древнегреческом катапелтес , переводится как «против [κατα (ката)] щита [πέλτη (пелте)] » . То есть катапульта является оружием, способным пробивать защиту воина на расстоянии. Плутарх сообщал как о некой диковине о специальном доспехе из железа, способным выдержать выстрел катапульты. Александр Македонский при осаде Газы был тяжело ранен в плечо стрелой из катапульты, пробившей насквозь щит и панцирь. Сам Александр применял катапульты в полевом бою. Хотя количество катапульт не было большим, они оказывали сильное психологическое воздействие на противника:
«Машины по данному знаку стали метать стрелы в скифов, скакавших на лошадях по берегу. Некоторые были ранены; одному стрела пробила насквозь щит и панцирь, и он упал с лошади. Скифы испугались стрел, летящих на такое большое расстояние, и того, что богатырь их убит, и отошли немного от берега. »
Такой стреломёт назывался также эвтитон у греков (то есть стреляющий горизонтально, хотя иногда авторы трактуют значение греческого слова как элемент конструкции стреломёта) в противоположность палинтонону (стреляющему навесом камнемёту), также скорпион у римлян. В более широком смысле катапульта обозначала у греков и более поздних авторов все виды античных метательных машин. Диодор (17.26), рассказывая об осаде Галикарнаса в 334 до н. э. , упоминает о катапультах, стреляющих дротиками. Однако в рассказе об осаде Тира Диодор более широко использует термин:
«Александр установил камнеметные катапульты в соответствующих местах и заставил стены содрогаться от валунов, которые они метали. При помощи стрелометов на деревянных башнях он поддерживал постоянный обстрел всеми видами снарядов и причинял тяжелый урон защитникам стен. »
У греков слово катапульта обозначала просто метательное оружие, и к слову катапульта они добавляли другое слово, обозначающее вид снаряда (стрела или камень). У римлян значение слова катапульта приобрело вполне определённый смысл. Древнеримский автор I в. до н. э. Витрувий четко относит катапульты к стреломётным машинам, а баллисты к типу камнемётов.
Изобретение катапульты
Катапульта стреляет по настильной траектории относительно легкими стрелами, обеспечивая высокую точность попадания; баллиста предназначена для поражения групповых целей методом навеса, то есть под высоким углом возвышения, чтобы послать тяжелый снаряд как можно дальше. Из сообщений античных авторов можно сделать вывод, что из катапульты удавалось прицельно поражать одиночных людей на большой дальности.
Наконечники стрел для катапульт длиной от 4 до 7 см (III-I вв. до н. э.)
Некоторые подробности по устройству катапульт, называя их балистрами, приводит ранневизантийский ( в.) автор Прокопий Кесарийский : направляющая сделана из железной штанги; стрела вкладывается в выдолбленную деревянную колодку, которая приводится в движение тетивой.
«Когда из этой машины хотят стрелять в неприятелей, то, натягивая при помощи короткого каната, заставляют сгибаться деревянные части, которые являются краями лука, а в ложбинку колодки кладут стрелу длиною в половину тех стрел, которые пускаются из обыкновенных луков, толщиною же больше в четыре раза. Перьями, как у обычных стрел, они не снабжены, но вместо перьев у них приделаны тонкие деревянные пластинки, и по внешнему виду они совершенно похожи на стрелу. К ней приделывают острый наконечник, очень большой и соответствующий её толщине; стоящие по обе стороны при помощи некоторых приспособлений с великим усилием натягивают тетиву, и тогда выдолбленная колодка, двигаясь вперед, выкидывается и с такой силой выбрасывает стрелу, что её полет равняется минимум двойному расстоянию полета стрелы из простого лука. »
В работе Афинея Механика , автора I века , цитируются достижения древнегреческого инженера Агесистрата, который послал 70-см стрелу (наименьший калибр стреломёта) на 3 с половиной стадии, то есть за 600 м, а тяжелая катапульта послала стрелу в 177 см за 700 м.
Германский артиллерийский офицер Шрамм в начале XX века строил и испытывал античные метательные машины. Ему удалось метнуть 88-см стрелу катапульты, построенной в соответствии с описанием Витрувия, на 370 м. Эти стрелы пробивали деревянный щит толщиною в 3 см, обитый железом, и проникали на половину своей длины. По опубликованной информации других энтузиастов для стрел длиной от 0.7 до 1.2 м удавалось достигнуть дальнобойности в 300 м.
Современные катапульты
В настоящее время катапульты применяются для запуска снарядов и самолётов с авианосцев. Ведутся разработки по созданию катапульт для запуска грузовых космических кораблей с поверхности планет. Запускать пилотируемые корабли не представляется возможным ввиду слишком большого ускорения для живого организма.
Различают следующие виды современных катапульт:
- Гидравлическая катапульта - применялась для запуска самолётов с авианосцев до 1950 года.
- Паровая катапульта - применяется в настоящее время в артиллерии и ВВС. Снаряд или самолёт разгоняется под действием сжатой парогазовой смеси.
- Электромагнитная катапульта - Проходит испытания в ВВС США. Также возможно в будущем будет применяться для запуска грузовых космических кораблей с поверхности планет. Объект разгоняется под воздействием электромагнитного поля.
- Рельсотрон - Разновидность электромагнитной катапульты.
Примечания
Ссылки
- О катапультах , статья из журнала "Техника-Молодежи" №10 (1979) на сайте xlegio.ru
- , de Architectura , Book X, 10-12 - древнеримский автор I в. до н. э. о метательных машинах
- Катапульта (англ.) . - в Smith"s Dictionary of Greek and Roman Antiquities. - обзорная статья на английском о метательных машинах на основе античных первоисточников
- Tormentum , A Dictionary of Greek and Roman Antiquities (1890) (eds. William Smith) - наиболее полная обзорная статья на английском о метательных машинах на основе античных первоисточников
Метательные машины | ||
---|---|---|
Античность | Баллиста · Гастрафет · Катапульта · Карробаллиста · Оксибел · Онагр · Полибол · Скорпион | |
Средние века | Арбалет · Станковый арбалет · Аркбалиста · Вантравудхан · Мангонель · Средневековый онагр · Порок · Сифонофор · Тенсионный спрингалд · Торсионный спрингалд · Требушет · Чо-ко-ну · Эйнарм | |
Категории:
- Оружие по алфавиту
- Метательные машины по алфавиту
- Торсионные метательные машины
- Камнемёты
- Стреломёты
- История вооружений
- Античное оружие
- Военная техника Древнего Рима
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :А название катапульт распространилось на все метательные машины с торсионным принципом действия.
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
В узком смысле, возникшем у римлян, катапульта обозначает двухплечевой торсионный стреломёт, где в отличие от баллисты , стреляющей камнями навесом, стреловидные снаряды запускались по настильной траектории. Буквально слово катапульта , или на древнегреческом катапелтес , переводится как «против [κατα (ката)] щита [πέλτη (пелте)] » . То есть катапульта является оружием, способным пробивать защиту воина на расстоянии. Плутарх сообщал как о некой диковине о специальном доспехе из железа, способным выдержать выстрел катапульты . Александр Македонский при осаде Газы был тяжело ранен в плечо стрелой из катапульты, пробившей насквозь щит и панцирь . Сам Александр применял катапульты в полевом бою. Хотя количество катапульт не было большим, они оказывали сильное психологическое воздействие на противника:
«Машины по данному знаку стали метать стрелы в скифов, скакавших на лошадях по берегу. Некоторые были ранены; одному стрела пробила насквозь щит и панцирь, и он упал с лошади. Скифы испугались стрел, летящих на такое большое расстояние, и того, что богатырь их убит, и отошли немного от берега. »
Такой стреломёт назывался также эвтитон у греков (то есть стреляющий горизонтально, хотя иногда авторы трактуют значение греческого слова как элемент конструкции стреломёта) в противоположность палинтонону (стреляющему навесом камнемёту), также скорпион у римлян. В более широком смысле катапульта обозначала у греков и более поздних авторов все виды античных метательных машин. Диодор (17.26), рассказывая об осаде Галикарнаса в 334 до н. э. , упоминает о катапультах, стреляющих дротиками. Однако в рассказе об осаде Тира Диодор более широко использует термин:
«Александр установил камнеметные катапульты в соответствующих местах и заставил стены содрогаться от валунов, которые они метали. При помощи стрелометов на деревянных башнях он поддерживал постоянный обстрел всеми видами снарядов и причинял тяжёлый урон защитникам стен. »
У греков слово катапульта обозначала просто метательное оружие, и к слову катапульта они добавляли другое слово, обозначающее вид снаряда (стрела или камень). У римлян значение слова катапульта приобрело вполне определённый смысл. Древнеримский автор I в. до н. э. Витрувий четко относит катапульты к стреломётным машинам, а баллисты к типу камнемётов.
Изобретение катапульты
Катапульта стреляет по настильной траектории относительно лёгкими стрелами, обеспечивая высокую точность попадания; баллиста предназначена для поражения групповых целей методом навеса, то есть под высоким углом возвышения, чтобы послать тяжёлый снаряд как можно дальше. Из сообщений античных авторов можно сделать вывод, что из катапульты удавалось прицельно поражать одиночных людей на большой дальности.
Некоторые подробности по устройству катапульт, называя их балистрами, приводит ранневизантийский ( в.) автор Прокопий Кесарийский : направляющая сделана из железной штанги; стрела вкладывается в выдолбленную деревянную колодку, которая приводится в движение тетивой.
«Когда из этой машины хотят стрелять в неприятелей, то, натягивая при помощи короткого каната, заставляют сгибаться деревянные части, которые являются краями лука, а в ложбинку колодки кладут стрелу длиною в половину тех стрел, которые пускаются из обыкновенных луков, толщиною же больше в четыре раза. Перьями, как у обычных стрел, они не снабжены, но вместо перьев у них приделаны тонкие деревянные пластинки, и по внешнему виду они совершенно похожи на стрелу. К ней приделывают острый наконечник, очень большой и соответствующий её толщине; стоящие по обе стороны при помощи некоторых приспособлений с великим усилием натягивают тетиву, и тогда выдолбленная колодка, двигаясь вперед, выкидывается и с такой силой выбрасывает стрелу, что её полет равняется минимум двойному расстоянию полета стрелы из простого лука. »
В работе Афинея Механика , автора I века , цитируются достижения древнегреческого инженера Агесистрата, который послал 70-см стрелу (наименьший калибр стреломёта) на 3 с половиной стадии, то есть за 600 м, а тяжелая катапульта послала стрелу в 177 см за 700 м.
Германский артиллерийский офицер Шрамм в начале XX века строил и испытывал античные метательные машины. Ему удалось метнуть 88-см стрелу катапульты, построенной в соответствии с описанием Витрувия, на 370 м. Эти стрелы пробивали деревянный щит толщиною в 3 см, обитый железом, и проникали на половину своей длины
Сегодня речь пойдет об одном из четырех древнейших орудий осады- про катапульту! Катапульта
Древнеримский историк Полибий писал о 7 тоннах волос, посланных союзниками в осажденный Синоп для изготовления катапульт. Применялся конский волос, но в случае крайней нужды торсионы плели из женских волос. В основном метательные машины применялись при осаде городов. Когда Сципион взял Новый Карфаген в Испании, то захватил там 75 баллист и 400 катапульт. Видимо из-за более широкого распространения стреломётов название катапульта перешло на все виды метательных машин.
Римский стреломёт, именуемый во времена поздней империи карробаллистой, так как устанавливался на повозке.
Однако во времена поздней Римской империи стреломёты стали называть баллистами, и с тех пор царит путаница — часто баллистами называют стреломёты (катапульты), и наоборот, катапультами называют камнемётные машины типа онагров. Согласно автору IV века Вегецию на штатном вооружении римского легиона состояло 55 карробаллист, которые представляли собой не что иное, как установленные на повозку стреломёты!
Изобретение катапульты!
Диодор приписывает изобретение катапульты в 399 до н. э. сиракузскому тирану Дионисию I, который собрал ремесленников в Сиракузах(на Сицилии) чтобы те изготовили ему современное оружие в борьбе с врагами. Дионисий ((Διονύσιος) — сиракузский тиран в 405—367 гг. до н. э., прославившийся своей бесчеловечной жестокостью) выдавал ремесленникам высокое жалованье, щедро одарял и приглашал к столу, а те в ответ создали катапульты разных видов, изготовили комплекты доспехов, построили новые мощные типы весельных судов. Уже в 397 до н. э. Дионисий применил стреломёты(точнее катапульты) с берега против Карфагенских кораблей. Новое оружие греков нанесло хороший удар и немалые потери оказали большой психологический эффект на карфагенян.Иногда встречается утверждение, что первые катапульты изображены на ассирийских барельефах IX в. до н. э. из Нимруда, однако на барельефах из метательной техники показаны только пращи и луки. В энциклопедической книге об Ассирии автора George Rawlinson «The Seven Great Monarchies Of The Ancient Eastern World» приводится изображение сооружения с барельефа, которое по словам автора напоминает прообраз катапульты, но с такой трактовкой изображения трудно согласиться.
Библия приписывает изобретение катапульт древнееврейскому царю Озии в VIII в. до н. э.: «В Иерусалиме Озия сделал машины, которые были изобретены умными людьми. Эти машины стояли на башнях и на углах стен. Машины метали стрелы и большие камни.» Немецкий историк Дильс предположил, что автор жил приблизительно около 300 г. до н. э. и добавил в предшествующий период современную ему технику эллинистической эпохи. Подтверждений о существовании катапульт до IV в. до н. э. со стороны письменных источников или археологических свидетельств не поступало.
Принцип действия
Чтобы метнуть камень или большую стрелу вдаль, необходимо вначале запасти, а потом резко высвободить энергию. Это можно сделать тремя способами: растягивая волокна, скручивая сухожилия и используя противовес.
В отличие от лука, где кинетическая энергия обеспечивается упругостью согнутых плеч лука, в катапультах и баллистах энергия запасается в скрученных пучках (жгутах) малоэластичных волокон. Рычаг, вставленный одним концом в закрученный жгут, стремится раскрутиться, разгоняя другой конец рычага до большой скорости. Таким образом каждое плечо катапульты состоит из горизонтального рычага, вставленного в закрученный с определённым усилием жгут, а также основания или рамы, куда вертикально крепится жгут. Оба плеча катапульты соединены тетивой, оттянуть которую возможно только с помощью лебедки. Между рычагами установлена направляющая балка для направленного полета метательного снаряда: камня в баллисте и стрелы в катапульте.
В конструкцию входит: рычаг 2 со спусковым механизмом 6 и пращей 3.Сам рычаг крепится в пучке скрученных волокон 5 ,которые подтягиваются при помощи специального устроиства на платформе 1. Также на платформе установлена стопорная балка 4.
Эти метательные машины использовались в Древнем Риме и Греции при осаде и обороне крепостей. Из них метали камни, бочки с зажигательной смесью и т.д.
Оружие, поражающее врага на расстоянии, изобрели 2400 лет назад. Потом о нем надолго забыли. Но сегодня катапульта возвращается.
К огда сиракузский тиран Дионисий Старший в 399 г. до н.э., готовясь к решительной борьбе с Карфагеном, призвал лучшие умы со всего греческого мира для создания новейших вооружений, он и не предполагал какая грозная сила была вызвана им на поля сражений. Артиллерия… Конечно, сиракузские механики и инженеры изобрели не ту артиллерию, которую мы привыкли наблюдать сегодня по телевизору в бесконечных локальных конфликтах. Они изобрели метательную машину – катапульту, успешно примененную впервые сиракузянами во время осады карфагенского порта Мотия. Само слово «καταπέλτης» – «поражающая сквозь щит» – говорит о мощи этого нового оружия. Когда спартанский царь Архидам, сын Агесилая, увидел только что привезенную из Сицилии катапульту в деле, то воскликнул: «О, великий Геракл! Вот и конец мужской воинской доблести!» Несмотря на эффект, вызванный появлением первых катапульт, они, по-видимому, были все еще ручным оружием и, по сути, представляли собой механический лук, взводившийся весом стрелка, упиравшегося при этом животом в специальный дуговой сегмент, о чем говорит и его название «γαστραφέτης» – «стрелок животом». Гастрафет получал энергию выстрела от композитной дуги, но в отличие от обычного лука, стрелку не нужно было постоянно удерживать тетиву одной рукой, что облегчило его наведение на цель. Направляющий желоб позволил применить более короткие стрелы, обладавшие лучшими аэродинамическими свойствами, а взведение при помощи обеих рук и всей массы тела значительно увеличило убойную силу оружия. Шло время, и гастрафеты становились все больше в размерах и все мощнее. Появились огромные станковые луки, предназначенные для метания нескольких стрел одновременно или каменных ядер, весом до 15-20 кг. Например, композитные луки стрелометов Зопира из Тарента имели размах 2,2 м и 2,8 м, а камнеметов Харона из Магнесии и Исидора из Абида – 2,8 м и 4,6 м, соответственно! Взводить такие гастрафеты при помощи мускульной силы одного человека стало невозможно – потребовались мощные вороты и полиспасты. И, наконец, стало ясно, что это тупиковый путь развития метательной артиллерии. При безграничном увеличении линейных размеров композитных луков слишком сложной становилась технология их изготовления, что не позволяло наладить массовое производство таких машин.
Очередной серьезный шаг в конструкции метательных орудий, по мнению современных исследователей, был сделан под руководством фессалийца Полиида, механика Филиппа II, отца Александра Македонского. По-видимому, он догадался, оставив принципиальную схему станкового лука, заменить его центральную упругую часть деревянной рамой с двумя вертикальными торсионными (основанными на скручивании) пружинами, сделанными из органических материалов: конского волоса или длинных сухожилий копытных животных. Во время осады Византия македонцы применили эти вновь изобретенные машины. Немаловажную роль в успехе похода Александра Македонского сыграли ученики Полиида, инженеры Диад и Харий. Ими впервые в истории осадного искусства (полиоркетики) были применены огромные торсионные камнеметы для обстрела стен городов Тир и Галикарнасс. По-видимому, Диад был первым инженером, который перенес свои идеи и изобретения на папирус, создав первый трактат (недошедший до нас) об искусстве полиоркии и метательной артиллерии.
Наступившая затем эпоха эллинизма и борьба за господство в средиземноморье дала старт невиданной доселе гонке вооружений. Спускались на воду гигантские сорокарядные «дредноуты», строились осадные башни-гелеполы, высотой с 15-ти этажный дом, огромные «черепахи» и тараны, ну и, конечно же, катапульты и баллисты. История оставила нам свидетельства о «Больших Бертах» античности, баллистах, метавших каменные ядра весом около 80 кг (3 таланта): машинах, применявшихся Деметрием Полиоркетом при осадах Саламина и Родоса и морском орудии Архимеда, специально построенном им для корабля «Сиракузия». Эти монстры должны были достигать циклопических размеров, если даже высота недавно реконструированной одноталантовой баллисты – более 8, а длина – 12 метров. Расцвела наука о постройке метательных машин, появились школы, лучшими из которых признавались александрийская и родосская. Александрийские инженеры нашли формулу, наилучшим образом определявшую зависимость диаметра торсиона, и тем самым размеров всего орудия, от веса снаряда. Лучшие греческие ученые, среди которых Ктесибий, Архимед и Герон, занимались теоретическими и практическими изысканиями в области метательной артиллерии. До нас же дошло лишь небольшое количество античных трактатов, посвященных ей – труды Филона Византийского, пергамца Битона, Герона Александрийского и римского архитектора и инженера Марка Витрувия Поллиона. Эти-то трактаты, а также археологические находки и небольшое количество сохранившихся памятников изобразительного искусства и позволили впоследствии правильно реконструировать большинство из описанных в них машин.
С завоеванием Римом господства над всей тогдашней ойкуменой закончился расцвет торсионных метательных орудий, хотя даже в конце IV в. н.э. вся римская артиллерия, по словам Флавия Вегеция, была все еще торсионной. Несмотря на это, римляне все же внесли свой вклад в ее развитие, создав и приняв на вооружение так называемую манубаллисту или, по-гречески, хиробаллистру псевдо-Герона, а также развив и усовершенствовав лишь вспомогательное орудие эллинистической эпохи – онагр. Хиробаллистра, в отличие от эллинистических орудий обладавшая железной натяжной рамой, явилась по-настоящему революционным изобретением. Такая рама позволила уменьшить ее боевую массу, что в свою очередь дало возможность, как устанавливать это орудие на мобильное шасси, так и переносить его вручную. К сожалению, трактат о хиробаллистре дошел до нас в обрывочном состоянии, как составная часть какого-то византийского лексикона, поэтому реконструкции этой машины столь многочисленны и неоднозначны.
После падения Рима и вместе с ним всей античной цивилизации, торсионная артиллерия, видимо, какое-то время сохранялась в Византии и от нее была заимствована на Востоке арабами. В Европе же это искусство было предано забвению на многие столетия и когда метательная артиллерия в позднем Средневековье вновь возродилась, то ее развитие пошло совершенно по другим принципам. Расцвет средневековых машин был недолог и скоро они уже навсегда были замещены огнестрельной артиллерией.
Судьба немецких военных машин
В середине XIX века благодаря усилиям Наполеона III родилась военная археология и реконструкция. Он целенаправленно начал финансировать раскопки в Алезии, по его указанию была впервые предпринята попытка реконструировать античную трирему и средневековую метательную машину – требюше. И, наконец, после почти 1400-летнего забвения, в Романо-германском Центральном музее в Майнце для Наполеона III была сделана первая научная реконструкция античного стреломета – скорпиона (эта реконструкция не дожила до наших дней, т.к. была уничтожена во время Второй мировой войны).
В 1877 году французский гражданский инженер Виктор Пру создал первую реконструкцию хиробаллистры псевдо-Герона, неправильно интерпретировав ее, как приводимую в действие бронзовыми пружинами стрелометную катапульту – халкотон Ктесибия, описанный Филоном Византийским.
В связи с реконструкциями метательных машин нельзя не упомянуть знаменитого английского спортсмена и филантропа, сэра Ральфа Пейна-Гэллвея, издавшего в 1903 году свою «Книгу арбалета». Кроме своего увлечения арбалетами, он немалое время посвятил изучению и реконструкции метательных машин разных эпох. Классической его реконструкцией считается римская одноплечевая машина – онагр, довольно туманно описанный Аммианом Марцеллином. В отличие от катапульт и баллист, снабженных двумя вертикальными торсионами и происходившими от лука, онагр вел свое происхождение от пращи и поэтому имел лишь один горизонтальный торсион. Лорд Пейн-Гэллвей сделал несколько онагров разного размера. Самый большой его онагр весил 2 тонны и взводился воротом расчетом из трех человек. Для навивки торсиона использовался канат из конского волоса диаметром около полутора сантиметров и длиной почти 1,3 километра. Этот большой онагр Пейна-Гэллвея снабженный метательным рычагом с пращой на конце и полностью закрученным торсионом сумел запустить каменное ядро весом 3,6 кг на расстояние в 450 метров! Кстати, тот же самый онагр тем же самым снарядом, когда его снабдили рычагом с «ложкой» вместо рычага с пращой, показал результат всего около 330 метров.
В начале XX века инициатива перешла к немецким исследователям. А именно, майору (впоследствии генерал-лейтенанту) Эрвину Шрамму, который при активном сотрудничестве классических ученых Шнейдера, Дильса и Рема начал свои 30-летние исследования в области греко-римской метательной артиллерии. При поддержке кайзера Вильгельма II, с энтузиазмом относившегося к деятельности Шрамма, он с 1904 по 1916 год построил двенадцать образцов античных метательных машин! Восемь из них сегодня выставлены в Заальбургском музее. Четыре катапульты, к сожалению, погибли во время Второй мировой войны.
Шрамм пытался, но не смог восстановить технологию изготовления торсионов из сухожилий (это удалось только Дигби Стивенсону в 1996 году), поэтому все его машины были снабжены торсионами из конского волоса. Наиболее значительный результат показал реконструированный им скорпион по Витрувию, предназначенный для метания стрел длиной около 90 см. Эта машина имела торсионы диаметром 10 см и высотой 80 см. Она пробивала дубовую доску толщиной 3 см, окованную металлом, причем стрела проникала в нее на половину своей длины. При стрельбе на максимальную дальность был достигнут результат в 370 метров! Небольшой двухплечевой камнемет, построенный Шраммом по описаниям Герона и Филона, также сумел забросить свинцовое ядро весом около полукилограмма за 300 метров. Абсолютно точную величину установить не смогли, т.к. маленькое ядро из свинца из-за глубокого проникновения в землю не нашли. Однако, каменное ядро весом 650 грамм, запущенное из этого же орудия, улетело всего на 184 метра.
Апогеем исследовательской деятельности Шрамма явилась катапульта, созданная им по археологической находке из испанского города Ампурьяса (античный Эмпорий). В 1911 году при раскопках арсенала у южных ворот этого древнего города был найден некий металлический предмет, поначалу неправильно идентифицированный. Шрамм в 1914 году, специально приехав для этого в Барселону, убедительно показал, что эта находка ни что иное, как оковка деревянной натяжной рамы скорпиона. Реконструированная им в 1916 году катапульта из Ампурьяса имеет торсионы диаметром около 8 см, общий их вес составляет 3,5 кг. Каждый торсион состоит из 21 полного оборота волосяного каната, а каждый виток натянут с усилием 130 кг. Таким образом, общее усилие натяжения на небольшой деревянной раме составляет около 11 тонн! Во время испытаний это орудие метнуло против ветра стрелу длиной около 70 см на 305 метров. Интересно, что орудие из Ампурьяса спустя 64 года после его изготовления было исключительно боеспособно, хотя все еще имело начальное натяжение торсионов и, в основном, простояло в открытым помещении. Нынешний директор Заальбургского музея, профессор Дитвульф Баатц, и его студенты 7 декабря 1979 года провели ее испытания на стрельбище 45-го артсамоходного батальона в Гёттингене. Старая катапульта показала дальность выстрела в 285 метров при угле возвышения около 45 градусов; причем из осторожности дополнительная закрутка торсионов была незначительной. Таким образом, был подтвержден факт того, что в античных арсеналах метательные машины могли храниться в течение многих десятилетий.
Эрвином Шраммом также были построены два онагра. Хотя, в отличие от онагров лорда Пейна-Гэллвея, метательный рычаг его машины при взводе отклонялся не на 90 градусов, а на 75, большой онагр Шрамма сумел метнуть двухкилограммовый снаряд более чем на 300 метров. К вышесказанному можно добавить, что онагры и Пейна-Гэллвея и Шрамма, несмотря на свои внушительные габариты, являются всего лишь моделями тех настоящих машин, которые, по описанию Аммиана Марцеллина, взводились расчетом из восьми человек. Показателен эпизод, случившийся во время осады императором Юлианом Отступником персидского города Майозамальхи: «Посреди этой битвы инженера с нашей стороны, чьего имени нет под рукой, случайно стоявшего позади онагра, ударил назад камень, который орудийный мастер нетвердо приладил в пращу, раздавил грудь, опрокинув навзничь, выпустил дух, разбросав связанные члены так, что нельзя было, на самом деле, распознать все тело». Каковы же должны были быть размеры этой машины, если выпавшее из пращи ядро произвело такой эффект?
После грандиозной работы проделанной Шраммом, исследователям казалось, что об античной метательной артиллерии было сказано все, и добавить к этому уже нечего. В течение шести долгих десятилетий не было произведено никаких новых реконструкций или попыток оспорить те или иные результаты и выводы, к которым в свое время пришел Шрамм. Так продолжалось до 1969 года, когда вышел первый том капитального труда английского исследователя Эрика Марсдена: «Greek and Roman Artillery: Historical Development and Technical Treatises», который вновь вызвал интерес к этой теме. Среди прочего Марсден впервые правильно интерпретировал трактат небольшой псевдо-Герона о хиробаллистре, что блестяще подтвердилось впоследствии археологическими находками в румынских Оршове и Горнее, во французском Лионе и марокканской Сале.
Фрагментарность трактата, а также недостаточность археологических находок породили существенные разногласия в интерпретации этой машины. Марсден решил, что натяжные рамы, описанные в трактате, слишком малы, т.к. средневековый переписчик, скорее всего, ошибся при передаче цифр. Поэтому он увеличил высоту натяжных рам и диаметр отверстия под торсион, чтобы сделать эту машину как можно мощнее. Он утверждал, что трактат дошел до нас не полностью и что в нем не хватает описаний ворота и станка. Он также посчитал, что дуговой деревянный сегмент, прикрепляемый к тыльной стороне ствола, не соответствует упору гастрафетного типа. На основании всего этого он сделал вывод, что хиробаллистра была довольно мощной машиной и ставилась на лафет. Для подтверждения своих выводов им совместно с братьями Куперами была построена реплика хиробаллистры, метавшая стрелы длиной 40 см. Максимальная дальность выстрела у нее достигала почти 140 метров.
В то время, когда Марсден работал над этим трактатом, не было идентифицировано и опубликовано ни одной археологической находки деталей этих машин. Опираясь на находки, сделанные в последние три десятилетия, и исследования профессора Баатца английским специалистом Дигби Стивенсоном была сделана реконструкция машины общим весом 12 кг, с дуговым сегментом в тыльной части ствола в качестве упора для заряжания. Используя, кроме нажимания животом на дуговой упор, подтягивание ползуна руками за специальную ручку, его помощник достиг силы взвода 159 кг (!), но так и не смог взвести машину до конца. Несмотря на это, его хиробаллистра показала выдающийся результат (стрела весом 42,5 г пролетела 301 м), во многом благодаря впервые воссозданным им торсионам из сухожильных канатов.
Одной из последних работ в этом направлении стала реконструкция испанского исследователя Айтора Ириарте. Он не только принял указанный в трактате диаметр торсиона, но и решил, что при переводе с латинского языка на греческий были «сконвертированы» в большую сторону и единицы измерения. Таким образом, он максимально уменьшил линейные габариты машины, ее вес (9 кг) и силу натяжения, что позволило ему сделать вывод о том, что хиробаллистра была подлинно ручным оружием и взводилась при помощи дугового упора, как гастрафет. Но на сегодняшний день его машина так и не смогла показать каких-либо значительных результатов. Она может метать легкие стрелы длиной около 20 см и весом 25 грамм всего лишь на 90 метров.
Несколько лучшие результаты показывает аналогичная машина англичанина Бернарда Якобса (около 140 метров), стреляющая, кстати, более тяжелыми стрелами.
«Гастрафетная» теория последовательно критикуется ее противником Аланом Уилкинсом, построившим совместно с Леном Морганом несколько превосходных реконструкций хиробаллистры. Особо Уилкинс касается дугового сегмента. Он полагает, что это не горизонтальный упор гастрафетного типа (такую мощную машину было бы невозможно взвести без механического натяжного устройства), а плечевой упор, установленный вертикально и являющийся неким подобием приклада. Также им был сделан вывод о том, что хиробаллистра взводилась воротом и должна была стоять на лафете. Свое же название «ручная баллиста» получила оттого, что ее мог, при необходимости, перетаскивать по полю боя один человек. Реплика хиробаллистры, построенная Уилкинсом, во время полевых испытаний 1997-2000 гг. показала превосходные результаты. С расстояния 50 м болты, выпущенные из нее, пробивали стальную двухмиллиметровую пластину, а дальность выстрела 80-граммовым снарядом при угле возвышения 35 градусов к горизонту составила 206 метров. Сила натяжения тетивы при этом достигла 335 кг! Большим недостатком его реконструкции является значительный вес (27 кг), возникший из-за излишнего запаса прочности и множества дополнительных деталей.
Остается добавить, что торсионы для машин Уилкинса и Ириарте были сделаны из конского волоса.
Снимается кино
Все вышеперечисленные реконструкции касались лишь относительно небольших машин. Тяжелые камнеметы, метавшие снаряды весом в один талант (26,2 кг) или хотя бы 30 мин (полталанта) и составлявшие основу осадного парка любой эллинистической армии были настолько огромными, что до сих пор никто не решался попытаться их воспроизвести. И только совершенно недавно, летом 2002 года, под руководством того же профессора Алана Уилкинса была сделана довольно успешная попытка реконструкции одноталантовой баллисты для сериала телекомпании BBC «Построить невозможное».
Неправильно интерпретировав слова Иосифа Флавия о времени необходимом для сборки такой машины, 20 плотников из американской «Timber Framer"s Guild», под руководством Яна Эллисона, построили эту машину в течение 10 дней из дубовых бревен, некоторые из которых достигали метра в диаметре. Хотя, на самом деле, Флавий говорил только о том, что она собиралась за это время, по-видимому, из готовых деталей. Затем были начаты работы по натяжению торсионов, диаметром 37 см. Естественно, такого огромного количества сухожилий сегодня найти просто невозможно. Поэтому материаловед Кэролайн Бейли предложила использовать предварительно растянутые канаты из полиэстера, характеристики которого по ее расчетам были похожи на сухожилия. Было приготовлено 6,5 км каната из полиэстера. Канат был разложен в поле, а затем растянут приблизительно на 10% с помощью ручных лебедок. Когда нагрузку убрали, канаты вернулись почти к той же длине, что была вначале. Потом, двумя командами, по 6 человек в каждой, канаты были навиты в торсионные пружины. При этом их снова растягивали на 10%. Эта работа была проделана за 2,5 дня. Когда метательные рычаги вставили в торсионы, то оказалось, что они очень плотно в них держатся. Затем торсион был подкручен на 180 градусов, для чего был использован дубовый брус длиной 4,8 м и сечением 25х25 см, прикрепленный к специальным натяжным втулкам. Одну-единственную вещь было невозможно воспроизвести только с помощью канатов. Древние навивали сухожильные канаты во влажном состоянии и когда они высыхали, то давали дополнительное натяжение торсионам. Чтобы имитировать этот эффект было принято решение применить два 100-тонных гидравлических домкрата, которые растянули канаты еще на 15 см. После всех этих действий расчетная сила, сжимающая каждый торсион, достигла 400 тонн. Торсионы не стали балансировать, т.к. не знали как это делать. Общий вес машины достиг 8,5 тонн без пьедестала. Подъем на пьедестал был осуществлен под руководством Григга Мюллена при помощи 15-метрового деревянного крана и кабестанов.
В ходе съемок фильма для BBC |
||
Верхний ряд - слева: левая кассета с торсионной пружиной баллисты BBC; в центре: Дэн Эдди-Джибб обтесывает шестигранную центральную ось баллисты, служащую для изменения угла ее возвышения; справа: мастер Дэннис Платтен делает начальный узел многокилометрового торсионного каната. Нижний ряд - слева: Йон Гули придает многослойным метательным рычагам баллисты BBC необходимую форму; справа: подъем баллисты BBC на лафет при помощи деревянного козлового крана и двух кабестанов, вращаемых четырьмя людьми каждый. Фото: Alan Wilkins, Gordon Macdonald, Dan Addey-Jibb © 2002. Воспроизведено по: Gordon Macdonald, Grigg Mullen Jr., Alan Wilkins, Building the BBC Ballista. Lifting the Ballista or, What Are You Doing Next Week? The Greco-Roman Stone-Throwing Catapult, Timber Framing 65, 2002, pp. 12-14, 19 |
В целях безопасности было решено производить выстрелы, потихоньку увеличивая мощность. Было произведено 3 выстрела на 15, 30 и 60% от общего хода тетивы (4,2 м). 8 человек при помощи веревки (для безопасности) дергали за спуск и производили выстрел (в оригинале по спусковой планке бил молотом 1 человек). Последний выстрел снарядом весом 26,2 кг при 60% ходе тетивы достиг дальности полета 90 м. Было установлено, что команда из 8-ми человек может свободно перезаряжать машину в течение 10-15 минут. Несмотря на то, что было произведено всего 3 выстрела, одна из внешних стоек дала трещину притом, что основной удар приходился во внутренние стойки. Был сделан вывод, что нужно было усилить внешние стойки металлическими полосами и настроить тетиву так, чтобы она гасила часть удара. На этом испытания были прекращены. Впоследствии эта баллиста должна будет стать экспонатом одного из лондонских музеев.
Не последние герои
В последнее десятилетие появилось огромное количество реконструкций античной метательной техники, создаваемой как любителями, так и профессионалами. Нет никакой возможности их перечисления в небольшой статье. Стоит отметить только некоторые из них. Например, камнемет американца Курта Сулески, построенный им по Герону Александрийскому и предназначенный для метания снарядов весом 3,5 мины (1,5 кг). Диаметр торсиона этой машины – 15 см, материал канатов – полипропилен. Во время первых испытаний каменное ядро весом 2,5 кг и диметром 13 см улетело на 142 метра. Самый дальний выстрел был сделан снарядом весом 1,4 кг на расстояние более 230 метров, больше не выдерживало спусковое устройство. Снаряды при падении заглублялись в землю на 18-25 см. При стрельбе на точность снаряды ложились в 0,6-1,5 метрах друг от друга по ширине и в 6-9 метрах по длине.
Аналогичная баллиста, предназначенная для стрельбы снарядами весом 8,5 римских фунтов (2,8 кг) была построена немецкой реконструкторской командой «VI легион» из Опладена. Следует также отметить несколько замечательных реконструкций англичанина Лена Моргана, среди которых полибол (многозарядная катапульта, напоминающая митральезу) Дионисия Александрийского, скорпион сделанный по Витрувию и метнувший 200-граммовую стрелу во время испытаний в Честере на 210 метров.
Хорошие реплики также были созданы в немецком «Legio VIII Augusta»: баллиста с железной натяжной рамой по археологической находке из Лиона (Франция) и скорпион по находке из Кремоны (Италия). При стрельбе по фанерным мишеням толщиной 10 мм с дистанции около 100 метров его 67-см стрела пробивает щиты и выходит с обратной стороны примерно на треть своей длины. Заряжание такого скорпиона требует приблизительно 20 секунд.
Волна реконструкций античной военной техники постепенно докатывается и до нас. Автору известно о нескольких реконструкциях онагров, хиробаллистр и скорпионов ведущихся в настоящее время в России. Так что скоро постреляем.